Протокол кандидатского экзамена образец - Секретарю собрания примеры - Шаблоны и бланки - ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
Пятница, 09.12.2016, 10:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 119
Статистика

Онлайн всего: 32
Гостей: 32
Пользователей: 0

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

Шаблоны и бланки

Главная » Статьи » Секретарю собрания примеры

Протокол кандидатского экзамена образец

ВИТИ ГУТ является структурным подразделением Государственного универститета телекоммуникаций и осуществляет набор на подготовку офицерских кадров по образовательно-квалификационному уровню "бакалавр", "специалист" и "магистр" по следующим направлениям и специальностям подготовки:

  • Компьютерные науки 6.059101, Специальности: 7.05010181, 8.05010181 Информационные управляющие системы и технологии специального назначения (форма обучения дневная и заочная)
  • Системная инженерия 6.050201, Специальность: 7.05020181 Комплексы, системы и средства автоматизации управления войсками и вооружением (форма обучения дневная)
  • Телекоммуникации 6.050903, Специальности: 7.05090381. 8.05090381 Системы и комплексы военной связи, 7.05090301, 8.05090301 Информационные сети связи (форма обучения дневная и заочная)
  • Военное управление 6.160101, Специальность: Управление действиями подразделений со средствами военной связи (форма обучения дневная)
  • Безопасность информационных и коммуникационных систем 6.170101, Специальность: 7.17010181 Безопасность в специальных информационных системах (форма обучения дневная)
  • Системы технической защиты информации 6.170102, Специальность: 7.17010281 Организация защиты информации с ограниченным доступом и автоматизация ее обработки (форма обучения дневная и заочная).
  • Радиотехника 6.050901.
  • Структурные подразделения института

  • факультет Телекоммуникационных систем и сетей
  • факультет Информационных технологий в системах управления
  • факультет Средств Защиты информации
  • факультет Военной подготовки
  • отделение подготовки специалистов по контракту
  • научный центр связи и информатизации
  • военный колледж сержантского состава ВИТИ ГУТ
  • На 4 факультетах и 17 кафедрах института готовят специалистов с полным высшим образованием для Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, Министерства внутренних дел Украины, Службы внешней разведки Украины.

    В институте сформированы и активно работают 9 научных школ, соответствующих специальностям подготовки научных и научно-педагогических кадров.

    Научный потенциал института составляет: Заслуженных деятелей науки и техники Украины - 4 Заслуженных работников народного образования Украины - 2 Лауреатов Государственной премии Украины - 2 Академиков отраслевых академий - 2 Докторов наук - 15 Профессоров - 16 Кандидатов наук - 69 Доцентов и старших научных сотрудников - 47.

    Учебный процесс в ВИТИ интегрировано в учебный процесс Государственного универститета телекоммуникаций. Преподавание части учебных дисциплин цикла гуманитарной, социально-экономической и естественнонаучной подготовки осуществляют научно - педагогические работники университета.

    В военном институте созданы все необходимые условия для осуществления учебно-воспитательного процесса - 3 учебных корпуса, 23 компьютерных классов, 17 лекциних аудиторий, оснащенных современной телекоммуникационной техникой 121 специализированных классов по направлениям подготовки, учебно-тренировочный комплекс для отработки вопросов практической подготовки курсантов и студентов на средствах связи и АСУ, 2 студенческих общежития.

    протокол кандидатского экзамена образец

    Есть возможность пользоваться материально-технической базой Государственного унивеврситету телекоммуникаций.

    Также для проведения спортивно-массовой работы в институте есть в наличии: стрелковый тир, три спортивных зала, два спортивных городка, полоса препятствий.

    Курсанты института проживают в общежитиях и могут пользоваться объектами комлекса общественного питания ГУТ, которые расположены на территории института.

    Выпускники Военного института телекоммуникаций и информатизации ГУТ получают диплом общегосударственного образца Государственного университета телекоммуникаций.

    Кандидатские экзамены

    Кандидатские экзамены являются составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров. Цель экзамена – установить глубину профессиональных знаний соискателя ученой степени, уровень подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской работе.

    Экзамен кандидатского минимума по Истории и философии науки

    кандидатский минимум по иностранному языку

    Экзамен кандидатского минимума по немецкому и французскому языкам

    состоится. по адресу.

    кандидатский минимум по специальности

    Сдается аспирантами прошедшими предзащиту диссертационной работы

    для прохождения экзамена необходимо:

    Предварительно за 2 недели до экзамена подготовить следующие документы>> справку по диссертационной работе дополнительную программу экзамена служебную записку на утверждение: темы диссертации, состава экзаменационной комиссии, дополнительной программы экзамена. протокол В назначенный день придти на экзамен со справкой по Диссертационной работе, бланком протокола, основной программой экзамена, дополнительной программой экзамена, чистыми листами формата A4. Комиссия задает аспиранту два вопроса из основной программы

    и один вопрос из дополнительной программы. Вопросы и ответы на них пишутся на листах A4 с одной стороны, на каждом листе должны стоять

    - номер листа.

    - фамилия, имя, отчество сдающего экзамен.

    - номер и формулировка вопроса. В протокол вписывается (все вписывается ручкой разборчивым почерком):

    - три вопроса (2 вопроса из основной программы, один вопрос из дополнительной программы)

    - состав комиссии

    - подписи членов комиссии На обороте протокола пишутся дополнительные уточняющие вопросы, возникшие по ходу экзамена. Ответы на эти вопросы писать не нужно (всего должно быть три, четыре вопроса.) В конце на обороте пишется фраза “на все вопросы были получены исчерпывающие ответы”и еще раз ставятся подписи всех членов комиссии.

  • На экзамене дополнительно могут быть заданы вопросы по материалам диссертации

    (научная новизна, положения выносимые на защиту, публикации).

  • Научные издания

    протокол кандидатского экзамена образец

    Наши предложения бизнесу

    Образцы титульных листов для рефератов к кандидатским экзаменам

    Заявления представляются в отдел аспирантуры, докторантуры и работы диссертационных советов (к. 206) за 30 дней до начала сессии (весна - до 01 апреля осень - до 01 октября).

    Заявления о допуске к кандидатским экзаменам рассматриваются при условии представления квитанции об оплате обучения в аспирантуре(для аспирантов, обучающихся на основе договора об оплате стоимости обучения), соискательстве (для соискателей ученой степени кандидата, доктора наук, прикрепленных к кафедрам для сдачи кандидатских экзаменов и написания диссертации на основе договора об оплате стоимости обучения).

    Тема реферата для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки утверждается на профилирующей кафедре. К реферату прикладывается рецензия заведующего кафедрой к которой прикреплен аспирант или соискатель, или рецензия научного руководителя, а также выписка из протокола заседания кафедры об утверждении данной темы.

    Тема реферата для сдачи кандидатского экзамена по иностранному языку утверждается на кафедре иностранных языков.

    Тема реферата для сдачи кандидатского экзамена по специальной дисциплине утверждается на профилирующей кафедре. К реферату прикладывается рецензия.

    Тема реферата для сдачи кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине Экономическая теория утверждается на кафедре теоретической экономики и международных экономических отношений. К реферату прикладывается рецензия.

    Тема реферата для сдачи вступительного экзамена в аспирантуру по специальности утверждается на профилирующей кафедре. К реферату прикладывается рецензия.

    Новые авторы

    протокол кандидатского экзамена образец

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    «Иркутский государственный университет»

    (ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

    Утверждена

    Ученым советом ИГУ

    (протокол №10 от 25 июня 2011 г.)

    председатель Ученого совета, профессор

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Общие положения

    2. Содержание программы

    3. Процедура проведения кандидатского экзамена по специальности 03.02.08 – «Экология» (биологические науки)

    4. Перечень вопросов для подготовки к кандидатскому экзамену

    5. Образец билета для сдачи кандидатского экзамена

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Дисциплина «Экология» является обязательной составляющей программы подготовки аспирантов по научной специальности 03.02.08 – «Экология» (биологические науки).

    Специальность 03.02.08 - «Экология» осуществляет подготовку научных и научно-педагогических кадров, а также высококвалифицированных специалистов-практиков, занимающихся исследованием общих закономерностей функционирования биологических систем в пространстве и во времени в зависимости от влияния естественных и антропогенных факторов, а также актуальных экологических проблем человечества.

    Областью исследования специальности 03.02.08 - «Экология» являются: условия взаимодействия биологических систем разного уровня организации между собой, а также с факторами среды воздействия природных и антропогенных факторов на параметры жизненных циклов организма, определяющие воспроизводство, рост, энергетический бюджет, устойчивость существования в изменяющихся условиях среды закономерности динамики изменения биомассы. численности, демографической структуры популяций, видов и сообществ в зависимости от условий внешней среды, в том числе антропогенных воздействий механизмы внутри - межпопуляционных отношений видовое разнообразие сообществ и закономерности их трансформации под воздействием природных и антропогенных факторов структура и закономерности функционирования экосистем и особенности трансформации вещества и энергии в них, биологическая продуктивность естественных, трансформированных и искусственных экосистем связи между организмами и средой в природных экосистемах, механизмы их регулирования с целью обеспечения равновесия в экосистемах методы мониторинга изменения состояния сообществ, экосистем под воздействием факторов среды различной природы, обоснование выбора видов-индикаторов негативного воздействия факторов среды и тест-критериев его оценки на разных уровнях биологической организации теоретические основы и математические модели устойчивого и экологически безопасного природопользования, способы минимизации воздействий на природную среду и пути эффективного предотвращения её загрязнения.

    Сдача экзамена по специальной дисциплине обязательна для присуждения ученой степени кандидата биологических наук, экзамен принимается только в вузах, где работает аспирантура по данной специальности.

    Цель экзамена – установить глубину профессиональных знаний соискателя ученой степени, уровень подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской работе .

    Данная программа кандидатского экзамена по специальной дисциплине разработана на основе типовой программы-минимум по специальности, предложенной ведущими в отрасли высшими учебными заведениями и научными учреждениями и утвержденной Минобрнауки Российской Федерации, а также дополнительной программы региональной направленности, разработанной кафедрой зоологии позвоночных и экологии биолого-почвенного факультета ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет».

    2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Программа – минимум

    (часть I – основная)

    кандидатского экзамена по специальности 03.02.08 – «Экология»

    (биологические науки)

    I. Экология как наука о надорганизменных системах

    1. Место экологии в системе биологических наук. Предмет экологии. Цели и задачи. Основные научные направления и подходы к изучению объекта (описательный, количественный, системный). Научные школы в отечественной экологии.

    2. Понятие о системном подходе. Система и слагающие ее элементы. Понятие об организации систем и особенностях структуры. Изолированные, закрытые и открытые системы. Биологические системы. Системы с активным и пассивным управлением.

    3. Экологические системы. Элементарные единицы экосистем. Популяция и трофическая группировка как основные подсистемы биотической компоненты экосистем. Составные части экосистемы, ее абиотическая и биотическая компоненты. Развитие представлений о взаимозависимости населения и биотопа (Тэнсли, Шорыгин, Эванс, Сукачев, Зенкевич). Биоценология - учение об экосистемах, живой частью которых является биоценоз. Соотношение понятий - биоценоз Мебиуса, биотоп Даля, биогеоценоз Сукачева, экосистема Тэнсли и Эванса.

    Биогеоценозы - хорологические единицы биосферы .

    Различные подходы к определению и изучению биоценоза как некоторого организованного множества бионтов: флора-фаунистический принцип описания, биотопический принцип описания, описания на основании прямых трофических связей и связей через экологический метаболизм. Энергетически зависимые и независимые сообщества.

    4. Круговорот веществ в экосистемах. Живое вещество, его накопление, состав. Масштабы этого процесса и учение и биосфере В. Н.Вернадского. Биогеохимические циклы основных элементов живого вещества - углерода, азота. фосфора, кремния. Синтез и распад органического вещества в биосфере.

    5. Методы исследования экосистем. Задача количественной оценки взаимодействия элементов в системе. Однофакторный и многофакторный эксперимент при получении моделей описания. Изучение связей в экосистемах с помощью регрессионного анализа. Статистика в экологических исследованиях. Моделирование как специфический подход в изучении и описании экосистем. Типы моделей. Адекватные модели и прогностические свойства моделей.

    II. Важнейшие факторы внешней среды и реакция на них организмов (проблемы аутэкологии)

    1. Свет. Свет как фактор, регулирующий условия существования и поведения бионтов. Фотосинтез растений, связь освещенности с фотосинтезом. Понятие компенсационной точки фотосинтеза. Фототаксис у животных.

    2. Температура. Температура как фактор, регулирующий активность бионтов. Коэффициент Вант-Гоффа и температурная кривая Крога. Температура и распространение организмов. Стено - и эвритермные организмы. Теплолюбивые и холоднолюбивые организмы. Пойкилотермные и гомойтермные организмы.

    3. Соленость. Соленость как фактор, определяющий распространение бионтов. Адаптации к изменению солености. Осморегуляция и понятие критической солености. Засоление почв.

    4. Газы и бионты. Газы в атмосфере и в воде. Растворенный кислород и углекислота. Особенности дыхания в атмосфере и воде. Сероводород, его образование и окисление.

    5. Активная реакция среды. рН в воде, грунтах и почве. Понятие об окислительно-восстановительном потенциале и его влиянии на процессы, связанные с жизнью и активностью бионтов.

    6. Гидростатическое давление и его влияние на вертикальное распределение и биологические особенности организмов.

    7. Субстрат. Вода как среда обитания и приспособления гидробионтов к водному образу жизни. Приспособления к обитанию в водной толще, на поверхности грунта и в толще грунта. Приспособления водных организмов к обитанию в проточных водоемах и в зоне прибоя. Почва как среда жизни. Наземно-воздушная среда жизни.

    III. Структурные характеристики биотической компоненты экосистемы (сообществ)

    1. Структура популяций, видовая структура сообществ. Олиго - и полимиксные сообщества. Методы количественной оценки структуры (биомасса, численность, число видов).

    Показатели разнообразия и сходства сообществ.

    Доминирующие и руководящие (индикаторные) виды.

    Относительное обилие популяций как показатель структуры сообществ. Нормальное и лог-нормальное распределение (Престон). Модели относительного обилия, их ограничения (МакАртур).

    2. Трофическая структура сообществ. Понятие о трофическом уровне и трофической группировке. Продуценты, консументы, редуценты.

    Отношения организмов в пределах одной трофической группы. Пищевая конкуренция. Принцип Гаузе, его ограничения.

    Отношения организмов различных трофических группировок. Опыты Граузе и математические модели Вольтера и Лотки. Трофические цепи и сети. Колебание численности популяций как результат запаздывания отклика при взаимодействии хищника и жертвы.

    Методы количественных оценок пищевых взаимоотношений организмов в сообществе. Величины рационов, общий и частный рацион. Пищевая избирательность. Классификация бионтов по типу питания.

    3. Пространственная структура сообществ. Однородность и неоднородность биотопа. Убежища. Количественная и качественная неоднородность, неоднородность сообществ, микрораспределение. Механизмы, обуславливающие пространственную неоднородность, центробежные и центростремительные силы.

    Консорции как реальная единица структуры биоценоза (В. Беклемишев, Раменский).

    Население почв и грунтов. Инфауна и интерстициальная фауна.

    4. Граница биоценозов. Понятие об экотопе. Механизмы экспатриации (выноса), миграции и интродукции и проблема пространственной перестройки биоценозов.

    5. Понятие экологической ниши. Трофический и пространственный аспекты. Фундаментальная ниша Д. Э.Хатчинсона. Потенциальная и реализованная ниша. Проблема акклиматизации.

    IV. Функциональные характеристики сообществ

    1. Представления о продукции как о важнейшей функциональной характеристике сообществ. Основные понятия - первичная, вторичная и конечная продукция. Удельная продукция (П/Б-коэффициент). Вопросы терминологии (продукция, продуктивность). Выражение продукции в единицах энергии и единицах массы.

    Первичная продукция. Фотосинтез и хемосинтез. Валовая, эффективная и чистая продукция. Отличие процессов создания первичной продукции в наземных и водных системах. Первичная продукция морей и океанов, континентальных водоемов (масштаб и распределение), разных ландшафтных зон суши. Степень утилизации солнечной энергии. Связь процессов накопления первичного органического вещества с факторами среды (свет, минеральное питание, температура и др.). Связь процессов накопления органического вещества с биотическими факторами (конкуренция за биогенные элементы, выедание). Методы определения первичной продукции (скляночные методы, по хлорофиллу, по изменению содержания кислорода и углекислого газа, по изменению активной кислотности и т. д.), их достоинства, недостатки, ошибки.

    Бактериальная продукция. Численность и биомасса, методы расчета бактериальной продукции. Прямое микроскопирование, АТФ, скорость размножения (время генерации), радиоуглеродные методы. Бактериальная продукция в водной толще и донных отложениях водоемов, в почве, напочвенном покрове.

    Продукция консументов («вторичная продукция»). Фитофаги и зоофаги. Методы определения продукции популяций без постоянного пополнения (метод Бойсен-Иенсена и его модификации). Расчет популяций с постоянным пополнением (графический, «физиологический»). Радиоуглеродные методы. Определение продукции эксплуатируемых популяций по данным промысловой статистики и учета пополнения. Трофические коэффициенты К1, К2. Оценка продукции различных групп консументов в региональном аспекте.

    Продукция сообществ. Оценка продукции сообществ через продукцию трофической цепи. Чистая и валовая продукция сообществ. Методы ее определения, П/Б коэффициенты. Сравнение сообществ по продуктивности.

    Деструкция органического вещества. Основные представления о прижизненном распаде органического вещества. Дыхание и пищеварение как основные функциональные механизмы разрушения органического вещества живым организмом. Их количественная оценка. Связь между интенсивностью обмена и весом тела, методы оценки. Активный, пассивный и стандартный обмен. Уравнение Берталанфи.

    V. Накопление и разрушение органического вещества в экосистеме

    1. Формы существования органического вещества в экосистеме - живое, детрит, растворенное. Количественное соотношение между ними, пути взаимных переходов. Пищевая доступность органического вещества. Развитие представлений о важности растворенного органического вещества для существования и интеграции водных сообществ. Теория Пюттера и ее современная интерпретация - экологический метаболизм.

    Принципиальная схема: соотношение замкнутого и открытого обмена в экосистеме.

    2. Накопление органического вещества в экосистемах. Автохтонное и аллохтонное органическое вещество. Соотношение между ними в экосистемах различного типа. Прижизненные выделения органического вещества растительными и животными организмами, их экологическая роль. Влияние на интенсивность выделения растворенного органического вещества условий внешней среды.

    3. Разложение органического вещества в экосистемах. Прямое химическое окисление органических веществ. Стойкое и нестойкое органическое вещество. Гуминовые вещества. Ферментативный распад. Экзоферменты.

    Разложение органического вещества при дыхании и переваривании пищи. Связь интенсивности разложения с концентрацией пищи (величиной рациона). Включение в рационы живого вещества, детрита и растворенного органического вещества. Методы определения рационов.

    Разложение мертвого органического вещества сапрофитными формами жизни. Роль бактерий, грибов и простейших в экосистеме. Мусорщики и сапрофаги.

    4. Понятие баланса органического вещества в экосистеме. Методы расчета. Пирамида биомасс. Поток энергии через экосистему. Эффективность использования энергии организмами различных трофических уровней. Энергетическая пирамида. Поток энергии через систему по цепи хищник-жертва и по детритной цепи. Сравнение эффективности использования энергии в системах разного типа.

    Сбалансированность процессов накопления и потребления органического вещества в трофической цепи. Степень удовлетворения пищевых потребностей. Напряженность трофических связей. Пищевая «избирательность», коэволюция систем «хищник-жертва».

    VI. Формирование, развитие и устойчивость экосистем

    1. Понятие сукцессии как развития экосистемы. Первичная и вторичная сукцессии, их характерные особенности. Движущие силы и направление сукцессии. Зрелость экосистем и концепция климакса. Виды сукцессии. Исторические сукцессии и эволюция экосистем. Сезонные сукцессии и биологические сезоны. Пространственно-динамический аспект развития сообществ.

    Случайные сукцессии - погодные, вызванные деятельностью человека, природными катастрофами. Глобальные изменения климата и эволюция экосистем. Дрейф континентов. Экологические катастрофы: природные, антропогенные.

    2. Устойчивость природных экосистем. Различные способы в ее оценке. Устойчивость по Ляпунову. Эмпирические подходы - Паттен и др. Гомеостаз системы как основной механизм поддержания устойчивости. Устойчивость экосистем к антропогенному воздействию и концепция предельно допустимого воздействия (ПДВ).

    3. Эволюция человека.

    Литература

    Основная литература

    1. Чернова Н. М. Общая экология. - М. Дрофа, 2004.

    2. Шилов И. А. Экология: Учебник / И. А. Шилов. - М. Высш. школа, 2000.

    3. Коробкин В. И. Передельский Л. В. Экология.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.

    4. Прохоров Б. Б. Социальная экология: - М. Академия, 2005.

    Дополнительная литература

    1. Галковская Г. А. Популяционная экология. М. Из-во Гревцова, 2009.

    2. Инженерная экология и экологический менеджмент /Под ред. Иванова Н. И. Фадина И. М. – М. Логос, 2004.

    3. Калыгин В. Г. Промышленная экология. М. Академия, 2004.

    4. Миркин Б. М. Наумова Л. Л. Основы общей экологии. – М. Университ. кн. 2005

    5. Нетрусов А. И. Бонч-Осмоловская Е. А. Горленко В. М. Экология микроорганизмов. - М. Академия, 2004.

    6. Одум Ю. Основы экологии. - М. Мир, 1975.

    7. Степановских А. С. Прикладная экология: охрана окружающей среды / А. С. Степановских. - М. ЮнитиДана, 2003.

    8. Алтухов Ю. П. Генетические процессы в популяциях. М. ИКЦ Академкнига, 2003.

    9. Бигон М. Харпер Дж. Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. М. Мир, 1989.

    10. Биологический контроль окружающей среды. Биоиндикация и биотестирование. М. Академия, 2007.

    11. Грант В. Эволюционные процессы. М. Мир, 1991.

    12. Губарева Л. И. Мизирева О. М. Чурилова Т. М. Биология: Экология человека: Практикум для вузов.- М: Владос, 2005.

    13. Константинов В. М. Экологические основы природопользования. – М: Академия, 2001.

    14. Кулагина Г. М. Экология микроорганизмов: Учебное пособие. - М. Академия, 2003.

    15. Ручин А. Б. Экология популяций и сообществ.- М. Academia, 2006.

    16. Шварц С. С. Экологические закономерности эволюции. М. Наука, 1980.

    17. Шилов И. А. Физиологическая экология животных. М. Высшая школа, 1985.

    18. Экология города./ ред. В. В. Денисов. Ростов на Д. Март, 2008.

    ПРОГРАММА

    (часть ll – дополнительная)

    кандидатского экзамена по специальности

    03.02.08 «Экология»

    I. Статистическое оценивание и моделирование в экологии

    Статистика, ее основные задачи и методы. Генеральная совокупность, основные параметры генеральной совокупности. Выборка, репрезентативность выборки. Основные статистики выборки.

    Вариационные ряды, гистограмма, кривые распределения. Нормальное распределение, параметры нормального распределения, кривая нормального распределения. Ненормальное распределение, кривая ненормального распределения, основные параметры ненормального распределения.

    Среднее арифметическое, ошибка среднего арифметического. Стандартное отклонение, коэффициент вариации. Медиана и мода, способы их нахождения.

    Доверительный интервал и статистическая надежность. Вероятность ошибки. Нуль-гипотеза и альтернативная гипотеза.

    Статистические критерии. Параметрические и непараметрические критерии.

    II. Возможности и пути оптимизации взаимодействия человека, общества и

    природы

    1. Природные ресурсы - понятия и классификация. Невозобновляющиеся природные ресурсы - их классификация и характеристика. Основные виды минеральных ресурсов и способы добычи полезных ископаемых. Пути рационального использования невозобновляющихся природных ресурсов. Задачи длительного экономного использования невозобновляющихся природных ресурсов. Перспективы использования каменного угля, нефти и газа в качестве ценного химического сырья, а не как дешевого топлива. Ядерная энергетика. Ядерные катастрофы. Захоронение ядерных отходов. Химические отравляющие вещества, ликвидация химического оружия.

    Возобновляющиеся природные ресурсы, их характеристика и классификация.

    Кислород воздуха как продукт фотосинтеза, его основное продуцирование лесами и фитопланктоном океана. Задачи и методы определения годичного прироста возобновляющихся биологических ресурсов. Основной принцип рационального использования возобновляющихся природных ресурсов. Суточные потребности человека в возобновляющихся природных ресурсах. Вторичные ресурсы и задачи их использования.

    Природная среда и здоровье человека.

    2. Международные организации по охране природы. Развитие мер по защите окружающей природной среды в истории человечества. Главный принцип сохранения природной среды - охрана ее в процессе производства. Значение очистных сооружений. Прогрессивные технологии, обеспечивающие сохранение окружающей природной среды. Малоотходные технологии. Задачи широкого внедрения в производство малоотходных и «безотходных» технологий. Возможность внедрения в производство оборотного водоснабжения. Задачи и пути снижения роли автотранспорта в загрязнение окружающей среды. Задачи развития ландшафтной архитектуры в целях решения задач охраны природы.

    Размести свой сайт на хостинге AGAVA! Удобно и Просто!

    Гидроэнергетика. Проблемы регионов и гидроэнергетика.

    3. Задачи заповедников, заказников, национальных парков и охраны памятников природы. История развития заповедного дела. Заповедные объекты, их критерии и характеристики. Статус государственного заповедника. Важнейшие заповедники СССР: Баргузинский (с 1916 г.), Кедровая падь (1916), Астраханский (1919), Ильменский (1920), Аскания Нова (1921), Кавказский (1924), Столбы (1925) и др. Роль биосферных заповедников в сохранении ценных природных экосистем. Особенности заказников и их роль в сохранении природных ресурсов. Национальные (народные, природные) парки и их значение. Охрана природы санитарно-курортных зон. Задачи выявления и сохранения памятников природы как ценных и интересных элементов окружающей среды. Красные книги - Международная, республиканские и региональные, и их значение в деле охраны природы и сохранения генофонда биосферы.

    III. Образование в области окружающей среды и экологическое воспитание

    Многообразие проблем экологии и охраны природы, требующих для своего рационального решения высокой профессиональной подготовки руководителей и специалистов, а также их широкой экологической образованности. Актуальные вопросы современной глобальной экологии, теории и практики охраны природы Проблемы охраны Космоса и сохранения озонового слоя (экрана). Проблемы охраны Мирового океана и рационального использования 200-мильных зон. Проблемы межбассейнового и внутрибассейнового перераспределения водных ресурсов Земли Проблемы охраны земель, их мелиорации и рекультивации. Проблемы охраны недр Земли. Общие задачи сохранения биосферы и преобразования ее в ноосферу

    IV. Правовые проблемы экологии и охраны природы

    Принципы, на которых базируются законы об охране природы.

    Понятие правовой охраны окружающей природной среды.

    Законы Российской Федерации, способствующие охране природы.

    Создание закона об охране озера Байкал. Экологические проблемы Байкальского региона: население, энергетика, биологические продукты.

    Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды.

    Экологический ущерб. Возмещение вреда, причиняемого здоровью и имуществу граждан. Судебная защита экологических прав .

    Литература

    Основная литература

    1. Дьяконов К. Н. Экологическое проектирование и экспертиза / К. Н. Дьяконов, А. В. Дончева. - М. Аспект Пресс, 2005.

    2. Сынзыныс Б. И. и др. Экологический риск. – М. Логос, 2005.

    3. Шитиков В. К. Розенберг Г. С. Зинченко Т. Д. Количественная гидроэкология: методы, критерии, решения: В 2-х кн. - М. Наука, 2005.

    4. Экология города /Под ред. В. В. Денисова. – Ростов-на-Д. Март, 2008.

    Дополнительная литература

    1. Байкал: природа и люди: энциклопедический справочник. – Улан-Удэ: Экос: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009.

    2. Бакаева Е. Н. Никаноров А. М. Гидробионты в оценке качества вод суши. М. Наука, 2006.

    3. Беркин Н. С. Макаров А. А. Русинек О. Т. Байкаловедение: учеб. пособие. Иркутск. Изд-во Ирк. гос. ун-та, 2009.

    4. Галковская Г. А. Популяционная экология. - М. Из-во Гревцова, 2009.

    5. Глазырина И. П. Стратегия и механизмы регулирования устойчивого природопользования (на примере Восточной Сибири). - М. 2002.

    6. Горбатовский В. В. Красные книги субъектов Российской Федерации: Справочное издание.- М. НИА-Природа, 2003.

    7. Дмитриева В. А. Учение о гидросфере: Методические указания к выполнению расчетно-графических работ. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001.

    8. Догановский А. М. Малинин В. Н. Гидросфера Земли. 2004. СПб. Гидрометеоиздат.- 618 с.

    9. Зилов Е. А. Гидробиология и водная экология (организация, функционирование и загрязнение водных экосистем): учебное пособие / Е. А. Зилов. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2009.

    10. Емельянов А. Г. Основы природопользования: Учеб. для студ. вузов. – М. Академия, 2004.

    11. Ерофеев Б. В. Экологическое право России. – М.:Юрайт-Издат, 2005.

    12. Ефимов В. М. Многомерный анализ биологических данных [Электр. ресурс] / В. М. Ефимов, В. Ю. Ковалева. – Томск: Изд-во ТГУ, 2008. – 1 эл. опт. диск (CD-Диск).

    13. Каменская М. А. Информационная биология / М. А. Каменская. - М. Высшая школа, 2006.

    14. Капра Ф. Паутина жизни: Новое научное понимание живых систем: Пер. с англ. – Киев М. София, 2003.

    15. Методология оценки состояния экосистем: Учеб. пособие / О. М. Кожова и др. - Ростов н/Д: ЦВВР, 2000.

    16. Мотузова Г. В. Безуглова О. С. Экологический мониторинг почв: учебник.- М. Гаудеамус, 2007.

    17. Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие. – М. Файр-Пресс, 2003.

    18. Современные глобальные изменения природной среды. Т 1. М. Научный мир, 2006.

    19. Современные глобальные изменения природной среды. Т 2. М. Научный мир, 2006.

    20. Современное состояние биологического разнообразия на заповедных территориях России. Вып. 1. Позвоночные животные. - М. МСОП, 2003.

    21. Соромотина О. В. Мониторинг атмосферы. Учебно-методические указания. - Тюмень: Изд. ТюмГУ, 2001.

    22. Стратегия сохранения биоразнообразия экосистемы озера Байкал / Проект «Сохранение Биоразнообразия», Байкальский компонент и др. – Б. м. Ойкумена, 2001.

    23. Теория вероятностей и математическая статистика. Математические модели: учеб. пособие / В. Д. Мятлев [и др.]. – М. Академия, 2009.

    24. Черкашин А. К. Полисистемное моделирование [Электронный ресурс], 2005. URL: http://oldwww. *****/skeleton_en/1/870.

    25. Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие. - М. Издат. центр «Академия», 2002.

    3. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

    по специальности 03.02.08. – «Экология» (биологические науки)

    На экзамене кандидатского минимума по специальности аспирант (соискатель степени кандидата наук) должен продемонстрировать владение категориальным аппаратом экологии, включая знание теорий и концепций всех разделов научной специальности (экология организмов, популяций и сообществ, прикладная экология, социальная экология и охрана окружающей среды). Должен уметь использовать полученные знания для анализа современного состояния рыбного населения и разработке мер по рациональному использованию рыбных ресурсов.

    Комиссия по приему кандидатского экзамена организуется под председательством ректора (проректора) ФГБОУ ВПО «ИГУ». Члены комиссии назначаются из числа высококвалифицированных научно-педагогических и научных кадров, включая научных руководителей аспирантов по представлению заведующих кафедрами.

    Комиссия правомочна принимать кандидатский экзамен, если в её заседании участвуют не менее двух специалистов по профилю принимаемого экзамена, в том числе один доктор наук.

    При приеме экзамена могут присутствовать члены соответствующего диссертационного совета организации, где принимается экзамен, ректор, проректор, декан, представители министерства или ведомства. которому подчинена организация.

    Кандидатский экзамен проводится по усмотрению экзаменационной комиссии по билетам или без билетов. Для подготовки ответа соискатель ученой степени использует экзаменационные листы, которые сохраняются после приема экзамена в течение года.

    На каждого соискателя ученой степени заполняется протокол приема кандидатского экзамена, в который вносятся вопросы билетов и вопросы, заданные соискателю членами комиссии.

    Уровень знаний соискателя ученой степени оценивается на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

    Протокол приема кандидатского экзамена подписывается членами комиссии с указанием их ученой степени, ученого звания, занимаемой должности и специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников.

    Протоколы заседаний экзаменационных комиссий после утверждения ректором высшего учебного заведения или руководителем научного учреждения, организации хранятся по месту сдачи кандидатского экзамена.

    О сдаче кандидатского экзамена выдается удостоверение установленной формы.

    4. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

    К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ

    1. Краткая история экологии. Определение, предмет и задачи экологии. Структурные разделы экологии. Взаимосвязь экологии с другими науками.

    2. Общие представления о системах. Виды систем, типы связей, особенности организации, развития, термодинамика систем. Иерархия биологических систем. Биологический спектр и разделы системной экологии. Составные части экосистемы, ее абиотическая и биотическая компоненты. Биоценология - учение об экосистемах, живой частью которых является биоценоз.

    3. Круговорот веществ в экосистемах. Живое вещество, его накопление, состав. Масштабы этого процесса и учение и биосфере В. Н.Вернадского. Биогеохимические циклы основных элементов живого вещества - углерода, азота, фосфора, кремния. Синтез и распад органического вещества в биосфере.

    4. Факторы среды и общие закономерности их действия на организмы. Интенсивность факторов. Лимитирующие экологические факторы. Закон минимума Либиха. Закон толерантности Шелфорда. Пределы экологической толерантности. Экологическая валентность. Стено - и эвритопные виды.

    5. Основные абиотические факторы воздушно-наземной среды обитания: освещенность, температура, влажность воздуха, эдафические факторы. Группы живых организмов по отношению к этим факторам.

    6. Основные абиотические факторы водной среды обитания: температура, освещенность, соленость, содержание растворенных газов, содержание биогенных элементов, водородный показатель и др.

    7. Обмен веществ, источники энергии для организмов, гомеостаз. Интенсивность метаболизма в разных группах животных. Физиологические особенности разных организмов на примере трофической адаптации. Способы питания. Общие принципы адаптации на уровне организма. Пути приспособления к среде. Типы адаптации в зависимости от уровня регулируемых систем.

    8. Периодические изменения физиологических процессов в организме: суточные и сезонные ритмы, их механизмы и регуляция. Восприятие информации органами чувств у живых организмов: свет и зрение, звук и слух, температура, животное электричество, рецепция магнитных полей.

    9. Значение воды и минеральных солей для живых организмов. Водно-солевой обмен у организмов разных местообитаний (водных, наземных, сухих и влажных).

    10. Популяционная структура вида у животных и у растений. Популяционный ареал вида. Статические и динамические показатели популяций. Половая, возрастная, пространственная, этологическая структуры популяций.

    11. Биотический (репродуктивный) потенциал. Емкость и сопротивление среды. Основные типы кривых выживания (тип дрозофилы, тип гидры, тип устрицы). Экологические стратегии (r- и K-стратегии). Основные типы динамики населения по С. А. Северцову (стабильный, лабильный, эфемерный). Основные типы стратегий растений по Л. Г. Раменскому (виоленты, патиенты, эксплеренты).

    12. Биотические факторы. Основные формы взаимоотношений организмов (аллелопатия, конкуренция, хищничество, мутуализм, протокооперация, комменсализм, паразитизм). Межвидовые отношения в биоценозах по В. И. Беклемишеву (трофические, топические, форические и фабрические связи).

    13. Экосистемы. Структура экосистем. Распределение энергии в экосистеме. Пищевые цепи, пищевые сети. Трофические уровни. Экологические пирамиды. Закон Линдемана.

    14. Структура биоценозов: вертикальная структура наземных и водных экосистем, горизонтальная структура, видовая структура. Экологическая ниша (фундаментальная, реализованная). Перекрывание ниш.

    15. Понятие о сукцессии. Первичная сукцессия (ксерическая и гидрическая). Вторичная сукцессия. Этапы сукцессионного процесса по Ф. Клементсу. Постепенные и спонтанные сукцессии. Конструктивные и деструктивные сукцессии. Климакс.

    16. Биосфера. История становления учения о биосфере. В. И. Вернадский и его вклад в развитие учения о биосфере. Состав и структура биосферы. Пространственная и временная организация биосферы. Кибернетические принципы организации биосферы. Ноосфера – эволюционная стадия биосферы.

    17. Вещество биосферы. Типы веществ. Основные свойства и биогеохимические функции живого вещества. Неравномерность распределения живого вещества в биосфере.

    18. Биогеохимические круговороты веществ: геологический и биологический круговороты. Биофильные макро - и микроэлементы, их значение в биохимических циклах. Биохимические циклы главных биофильных макро - и микроэлементов.

    19. Математические методы и статистика в экологии. Понятия и основные параметры генеральной совокупности. Выборка, репрезентативность выборки. Основные статистические показатели выборки. Показатели распределения, нормальное и ненормальное распределение. Доверительный интервал и статистическая надежность. Вероятность ошибки. Статистические критерии. Параметрические и непараметрические критерии.

    20. История природопользования. Древнейшие формы использования человеком природных ресурсов. Взаимодействие общества и природной среды. Основные этапы воздействия общества на природу. Проблемы рационального использования природных ресурсов и загрязнения природной среды.

    21. Экологические кризисы в истории человечества. Влияние деятельности человека на биосферу и ландшафты Земли. Антропогенное воздействие на природную среду. Экологические проблемы городов и пути решения экологических проблем. Обезлесение, опустынивание, проблема сохранения биологического разнообразия Земли. Демографический взрыв как социально-экологическая проблема. Проблемы, обусловленные быстрым ростом численности населения Земли.

    22. Глобальный экологический кризис. Признаки глобального экологического кризиса.

    23. Понятие о природных ресурсах и их видах. Классификационные признаки природных ресурсов. Классификация природных ресурсов по исчерпаемости. Сущность понятия «природопользование». Основные принципы природопользования.

    24. Водные ресурсы. Мировой водный баланс. Водопотребление и водопользование. Виды водопотребителей и водопользователей. Истощение водных ресурсов. Проблема чистой воды на планете. Принципы рационального использования водных ресурсов. Гидроэнергетика и проблемы её развития в Байкальском регионе.

    25. Минеральные ресурсы. Классификационные признаки. Перспективы развития минерально-сырьевого комплекса, разнообразие использования. Внедрение принципов рационального потребления минерального сырья.

    26. Лесные ресурсы. Роль леса в жизни природы и человека. Причины и последствия сокращения лесов. Принципы рационального использования лесных ресурсов.

    27. Проблемы природопользования в промышленности. Добывающая промышленность. Черная и цветная металлургия. Нефтепереработка и химическая промышленность. Ядерная энергетика

    28. Сельское хозяйство как отрасль биологического природопользования. Структура сельского хозяйства. Универсальные экологические проблемы сельского хозяйства. Пути экологической оптимизации сельского хозяйства.

    29. Основные принципы сохранения природной среды. Технологии, обеспечивающие сохранение окружающей природной среды. Малоотходные и безотходные технологии, оборотное водоснабжение, очистные технологии. Значение очистных сооружений. Подходы к снижению вклада автотранспорта в загрязнение окружающей среды.

    30. Крупнейшие международные организации по охране природы. Красные книги - Международная, республиканские и региональные, и их значение в деле охраны природы и сохранения генофонда биосферы.

    31. Правовой подход к проблемам охраны окружающей природной среды. Законодательство Российской Федерации в сфере способствующие охране природы. Закон «Об охране окружающей среды». Надзорные методы контроля за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды. Международное законодательство и сотрудничество в природоохранной деятельности.

    32. Виды ответственности за экологические правонарушения. Экономический механизм природопользования. Плата за загрязнение окружающей среды и пользование природными ресурсами. Защита экологических прав.

    33. Закон об охране озера Байкал: история создания и современная практика применения. Экологические проблемы Байкальского региона.

    34. Система особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Правовой режим особо охраняемых территорий. Роль биосферных заповедников, заказников и национальных (народных, природных) парков в сохранении ценных природных экосистем. Сохранение редких видов растений и животных. ООПТ Байкальской природной территории: история создания, современные проблемы функционирования.

    5. ОБРАЗЕЦ БИЛЕТА ДЛЯ СДАЧИ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

    протокол кандидатского экзамена образец

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Иркутский государственный университет»

    (ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

    Специальность 03.02.08 – «Экология»

    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

    УТВЕРЖДАЮ

    Проректор по научной работе

    д-р физ.-мат. н. профессор Аргучинцев А. В.

    «____» _______________ 2011 г.

    1. Факторы среды и общие закономерности их действия на организмы. Интенсивность факторов. Лимитирующие экологические факторы. Закон минимума Либиха. Закон толерантности Шелфорда. Пределы экологической толерантности. Экологическая валентность. Стено - и эвритопные виды.

    2. Структура биоценозов: вертикальная структура наземных и водных экосистем, горизонтальная структура, видовая структура. Экологическая ниша (фундаментальная, реализованная). Перекрывание ниш.

    3. Основные принципы сохранения природной среды. Технологии, обеспечивающие сохранение окружающей природной среды. Малоотходные и безотходные технологии, оборотное водоснабжение, очистные технологии. Значение очистных сооружений. Подходы к снижению вклада автотранспорта в загрязнение окружающей среды.

    Билет составил________________д-р биол. н. профессор Матвеев А. Н.

    Программу составили:

    профессор кафедры зоологии позвоночных и экологии биолого-почвенного факультет ИГУ,

    д-р биол. наук, профессор А. Н. Матвеев

    доцент зоологии позвоночных и экологии биолого-почвенного факультет ИГУ

    канд. биол. наук, доцент В. П. Самусенок

    Программа обсуждена на заседании кафедры зоологии позвоночных и экологии (протокол от 28 февраля 2011 г.)

    Зав. кафедрой зоологии позвоночных и экологии,

    д-р. биол. наук, профессор А. Н. Матвеев

    Программа согласована и рекомендована к утверждению на заседании Ученого совета биолого-почвенного факультета 17 июня 2011, протокол

    Председатель Ученого Совета, профессор А. Н. Матвеев

    Аспирантура. Кандидатские экзамены.

    Секретарь: Елена Петровна Рыкова

    Тел. 428-4175. Комн. 3530.

    За годы обучения в аспирантуре каждый аспирант обязан сдать 4 кандидатских экзамена:

    1. по иностранному языку - doc. pdf требования на вступительных и кандидатских экзаменах по иностранному языку. (2012 год).
    2. по философии (информацию о сдаче экзамена, а также программу кандидатского экзамена можно найти на сайте http://philosophy.spbu.ru/peterhof/ )
    3. 1-ая часть экзамена по специальности. Программы по всем специальностям вы можете найти здесь: программы ВАК.
    4. 2-ая часть экзамена по специальности (дополнительная программа - образец ).

    Эта часть экзамена носит индивидуальный характер. Программу экзамена составляют аспирант и научный руководитель. Количество вопросов в программе должно быть от шести и выше. После перечня вопросов составляется список литературы, который должен содержать хотя бы одну книгу или статью, изданную за последние 5 лет. После списка литературы в программе должна стоять подпись научного руководителя. Дополнительная программа утверждается на заседании кафедры и на заседании Ученого совета факультета не позднее, чем за 1,5 – 2 месяца до начала сессии, и должна быть датирована годом сдачи экзамена. В отдел аспирантуры необходимо сдать утвержденную на кафедре дополнительную программу в 3-х экземплярах! (одна – для отдела аспирантуры, вторая – для кафедры, третья – для аспиранта).

    Образец оформления титульного листа программы - doc. pdf.

    Источники: viti.edu.ua, aspir.umi.ru, si.sseu.ru, pandia.ru, www.math.spbu.ru

    Категория: Секретарю собрания примеры | Добавил: alexknyazj (28.08.2015)
    Просмотров: 421 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar